Железобетонные изделия для промышленного строительства

Железобетонные изделия для промышленного и гражданского строительства

Железобетонные изделия для промышленного строительства

Железобетонные изделия, как можно догадаться из названия, состоят из металлического каркаса жесткости и объемообразующего бетонного монолита. Армирование не позволяет твердому, но хрупкому бетону фрагментироваться, бетон защищает армирование от коррозии и создает эксплуатационные плоскости строений.

В России традиционно используется металлическая стержневая арматура и бетон на основе затворенного водой цемента.

ЖБИ были придуманы многие десятилетия назад, но и по сей день они рассматриваются как наиболее перспективные строительные материалы. Их преимущества неоспоримы: низкая себестоимость производства, простота применения и обусловленная ей высокая производительность строительных операций, нетребовательность к хранению и транспортировке, а также многообразие типоразмеров.

За долгие годы серийного выпуска советские ученые смогли так усовершенствовать технологические процессы производства ЖБИ, что их достижения используются и теперь, причем выглядят вполне себе современно, даже на фоне западных инноваций. Именно прочный научно-технический задел прежних лет позволил отечественному промышленному и жилищному строительству достигнуть своих нынешних масштабов.

Штучные и поточные железобетонные изделия

Железобетонные изделия производятся двумя способами – штучным и поточным. В первом случае каждое отдельно взятое изделие проходит через весь технологический цикл производства в собственной форме, во втором – укрупненные изделия формуются на стационарных стендах, каждый из которых представляет собой одну длинную форму, оборудованную средствами вибрационного или механического уплотнения бетонной массы.

Поточный способ производства разнообразных железобетонных изделий больше распространен на Западе, считаясь технологически и, как следствие, эко6номически более эффективным. В России, где производство осуществляется по советским технологиям, повсеместно распространен штучный способ. Его главным преимуществом является простота организации, что особенно важно для малого бизнеса.

Поточный же способ производства ЖБИ сложен и требователен к техническому обеспечению. Наиболее часто трудности возникают с набором прочности. Поскольку формовочный стенд невозможно поместить в пропарочную камеру (он слишком велик и тяжел), приходится вводить в состав бетонной смеси специальные реагенты – катализаторы твердения, ускоряющие набор прочности.

Классические блоки ФБС в современных реалиях

Самым ярким примером изделий, которые производятся штучно, являются блоки ФБС. Их конструкция такова, что производить данные изделия поточно не представляется возможным. Для этого необходимо изменить их форму, а также форму совместимых с ними изделий и многие строительные стандарты. Задача эта непростая, поэтому сегодня удобнее производить по старинке, тем более, что технология практически не имеет слабых сторон.

При этом стоит заметить, что блоки ФБС всегда были и остаются самыми сложными в производстве изделиями из железобетона, для работы с которыми требуется довольно мощное крановое оборудование, применяемое как для отправки блоков в пропарочную камеру, так и для их погрузки на транспортные средства.

Формы для блоков ФБС изготавливаются из толстостенной стали, их днища и стенки укрепляются ребрами жесткости из полос той же толстостенной стали или толстой арматуры. От петель в любом виде приходится отказываться, борта устраиваются по гильотинному принципу, и удерживаются толстыми уголками. Отдельного слова заслуживает напряжение арматуры для фундаментных блоков.

Механическое напряжение арматуры для строительных изделий из железобетона

Предварительное напряжение используемой для армирования ЖБИ прутковой стали есть неотъемлемая составляющая их производства. Оно выполняется в пределах механических параметров используемой арматуры, самым значимым из которых является ее упругость. Превышать этот параметр нельзя, поэтому воздействие, оказываемое на ту или иную арматуру, рассчитывается индивидуально.

Напряжение металлических прутков для армирования плит перекрытия чаще производится методом их растяжения специальными домкратами. Поскольку для плит используются не очень толстые прутки, их растягивают в холодном состоянии, укладывая в форму сразу же после напряжения. Применение более толстой арматуры делает холодное напряжение невозможным.

Арматура, используемая для армирования блоков ФБС и подобных им изделий, которые в процессе эксплуатации должны сталкиваться с высокими нагрузками, отличается на порядок большим диаметром, из-за чего ее трудно бывает растянуть. Приходится нагревать прутки перед их деформацией. В электрической печи, что предпочтительнее, или пропановой горелкой, хотя это и связано с неравномерностью прогрева.

Читайте также  Переработка бетона и железобетона

Особенности производства многопустотных плит перекрытия

А вот пустотные плиты перекрытия могут производиться как штучно, так и поточно. Конструкция многопустотных плит превосходно сочетается с обеими технологиями. Для поточной же она хороша сравнительно небольшой толщиной плит и их линейной совместимостью. Кстати, к ребристым, канальным и дорожным плитам, а также плитам лоджий все вышесказанное тоже относится.

Конкретно для плит перекрытия данная технология удобна тем, что изъятый со стенда монолит можно резать на отдельные конструкционные единицы нужного размера. Это дает возможность выпускать небольшие серии нестандартных строительных плит без необходимости проводить дорогостоящее перевооружение производства.

Впрочем, поточное производство удобно не только для плит перекрытия, но и для таких изделий, как перемычки, лотки, ленточные фундаменты, прогоны, опоры освещения, балки, бордюры и некоторые другие. Возвращаясь к сказанному, стоит заметить, что организовать поточное производство изделий из железобетона не получится без использования передовых технологий набора прочности.

Химический и физический (термический) способы набора прочности

Естественный набор прочности железобетонными изделиями – процесс длительный и очень чувствительный к условиям окружающей среды, вследствие чего эту важную стадию производства принято максимально сокращать, конечно, без ущерба эксплуатационным характеристикам продукции. Сделать это можно двумя способами – физическим и химическим.

В СССР и России ЖБИ производились и производятся с их принудительным отвердеванием под действием физических факторов, что предполагает выдержку уплотненных и уже схватившихся изделий при высокой температуре (в зависимости от технологических норм температура варьируется между 60 и 120 градусами) в течение 12-20 часов. Этот метод считается устаревшим, зато он весьма надежен!

Химическое упрочнение ЖБИ достигается за счет ранее упомянутых катализаторов твердения, которые эффективны практически при любых значениях влажности и температуры. Слабой стороной этого метода является то, что вносить реагенты нужно равномерно, иначе изделие будет неоднородным по своим характеристикам, что негативно скажется на его эксплуатации.

Технические характеристики и их влияние на область эксплуатации

Даже у железобетонных изделий и то существуют свои эксплуатационные ограничения, которые затрагивают параметры температуры и влажности окружающего воздуха, критических нагрузок, воздействующих на изделие и всю конструкцию в целом, а также химической активности и концентрации агрессивных сред.

Взять, к примеру, те же самые блоки ФБС. По области применения они делятся на нормальные (для нормальных условия влажности и температуры), арктические (для районов крайнего севера) и коррозионностойкие (для сооружений химической промышленности). Отличаются они физико-химическими свойствами арматуры (чаще всего используется сталь, но в некоторых случаях просто нет альтернативы пластику) и компонентным составом бетона.

Компонентный состав бетона для блоков ФБС за последние десятилетия не претерпел больших изменений. Одним из тех немногочисленных новшеств, что в значительной мере поспособствовали улучшению советского бетона, стало дисперсное армирование бетонной смеси. Оно позволило сделать блоки и прочие подверженные высоким статическим нагрузкам изделия более пластичными.

Производственные и приобретенные дефекты железобетонных изделий

Производственные дефекты железобетонных изделий отличаются своими критическими масштабами и невозможностью устранения, в то время как приобретенные дефекты имеют незначительные размеры и легко устраняются. Впрочем, не всегда. Механические повреждения, полученные изделиями при транспортировке, устраняются действительно быстро, а вот длительное и неправильное хранение очень часто сопровождается потерей прочности бетона.

Взять, к примеру, сколы плит перекрытия – они являются приобретенными дефектами, да к тому же и легко устраняемыми (замазал раствором – и готово!), поэтому не относятся к категории «критических». Плиты, у которых обнаружены незначительные сколы, могут использоваться по назначению без ограничений.

А вот неправильное положение армирующего каркаса в плитах перекрытия уже серьезно – это производственный дефект, который невозможно исправить, поэтому имеющие его плиты считаются бракованными. Им можно найти альтернативное применение, но в строительстве бракованные изделия использовать не стоит.

Транспортировка изделий из железобетона

Упомянутые выше сколы чаще всего приобретаются железобетонными изделиями при неправильной транспортировке. Главное отличие неправильной транспортировки это отсутствие деревянных подкладок между перевозимыми изделиями, а также перевозимыми изделиями и стенками грузового отсека. Вторым важным отличием является превышение числа ярусов уложенных друг на друга изделий. И это все!

Как видите, чтобы избежать порчи тех же плит перекрытия во время их доставки, нужно совсем немного, но некоторые поставщики умудряются «изобрести велосипед» даже здесь! Отсюда трещины, сколы, а иногда и деформации армирующего каркаса, которые неизбежно возникают при превышении допустимого количества ярусов. Но если трещины и сколы еще можно устранить, то деформации арматуры нет.

Читайте также  Технология производства железобетонных колец колодцев

Впрочем, блоки ФБС и прочие тяжелые строительные изделия из железобетона редко когда возят в несколько ярусов. Грузоподъемность большинства транспортных средств, пригодных для их перевозки, не позволяет. А вот менее увесистые изделия перевозятся. И очень часто с нарушениями. Впрочем, снижение технических характеристик ЖБИ может наступать не только при неправильной транспортировке, но и при неправильном хранении.

Хранение изделий из железобетона

Железобетонные изделия должны храниться на деревянных подкладках, в качестве которых можно использовать отрезки брусков и досок. Они нужны не только для того, чтобы предотвратить контакт изделий между собой, но и для того, чтобы не допустить их контакта с землей. Последнее чревато капиллярным подсосом, который способствует потере прочности бетонного монолита и его фрагментации.

Для того чтобы на ЖБИ не воздействовала капельная влага, необходимо соорудить навес, который защищал бы их от дождя. Если капитального навеса нет, можно обойтись полумерой – достаточно разместить на штабеле изделий необходимое количество листов шифера, подложив с одной стороны несколько кирпичей (для уклона). Не лишним будет укрыть ЖБИ усиленным ПВХ брезентом или пленкой.

И, конечно же, нельзя допускать, чтобы на ЖБИ появлялась плесень. Она называется «биологической коррозией» и крайне опасна для бетона, поскольку способствует снижению его прочности. Изделия, пораженные плесенью, после ее удаления могут выглядеть вполне себе нормально, но их несущая способность будет снижена. Чтобы предотвратить появление плесени, нужно позаботиться о защите от влажности.

Источник: http://rusglobal.pro/strojmaterialy/zhelezobetonnye-izdeliya-dlya-stroitelstva/

Основные виды железобетонных конструкций

Железобетонные изделия для промышленного строительства

Строительство современных объектов не обходится без конструкций из железобетона. У таких сооружений много плюсов. Железный остов со всех сторон защищен бетоном, который имеет длительный срок работы и не боится ни дождя, ни снега, ни жары, ни мороза.

Железо плюс бетон – отличный тандем! Железобетонные изделия консолидируют как при растяжении, сжатии и сгибании, так и во время скручивания, срезания. Металлокаркас помогает добиться устойчивости, прочности и твердости сооружения, служит для уменьшения размеров и веса устройства.

Применяя различные технологии, изготавливают монолитные, сборные, сборно-монолитные бетонные и железобетонные конструкции с ненапрягаемой и напрягаемой арматурой.

Особенности конструкций

Железобетонная конструкция нашла применение в строительстве жилых зданий, производственных сооружений и инженерных построек. Наиболее часто применяют сборный железобетон, но встречается монолитный и сборно-монолитный. Чтобы получить изделие наименьшей массы, насколько это позволяет технология, снизить расходы на оплату труда и материалы, для железобетонных конструкций применяют качественный бетонный раствор и арматуру высокой прочности.

Основные виды железобетонного изделия применяются в строительстве, где температурный режим не превышает пятидесяти градусов по Цельсию и не опускается до минус семидесяти градусов. Железобетонными конструкциями пользуются чаще стальных или каменных в случае возведения следующих объектов:

  • аэродромы;
  • атомные реакторы;
  • бункера;
  • дымовые трубы большой высоты;
  • различные массивные сооружения;
  • здания складского назначения;
  • дороги;
  • фундаменты;
  • морские сооружения;
  • заводские постройки.

Часто ЖБИ являются основой конструкций промышленных объектов и жилых домов.

В железобетонных конструкциях следующие преимущества:

  • прочность, которая со временем только увеличивается;
  • долговечность;
  • стойкость к воздействию огня;
  • относительно допустимая цена;
  • возможность собственноручного изготовления;
  • стойкость к сейсмической активности;
  • возможность железобетона принимать различные архитектурные формы.

К недостаткам относятся:

  • образование трещин;
  • большой вес;
  • требуется дополнительное утепление;
  • теплопроводность.

Основные виды конструкций

По типу изготовления различают:

  • Сборные. Имеют большую популярность за счет максимально механизированного строительства.
  • Монолитные. Применяют в строительстве монолитных сооружений, например, гидротехнических построек, тяжелых фундаментов.
  • Сборно-монолитные. Сборно-монолитные элементы соединяются как бетоном, так и сваркой.

По сфере использования бывают:

  • для жилых домов;
  • для промышленных построек;
  • для общественных зданий и сооружений.

Изделия из железобетона могут быть: ненапряженные и предварительно напряженные. Наиболее популярные ЖБИ, которые используют для строительства:

  • панелей;
  • фундаментов;
  • балок;
  • плит перекрытий.

Панели

Распространенным видом железобетонных конструкций являются панели, которые используются в строительстве зданий и сооружений жилищного и промышленного назначения. Панель имеет плоскую прямоугольную форму, в которой могут быть проемы для дверей и окон, также — выступы для подоконников.

При перевозке панелей их устанавливают в вертикальном положении под наклоном в десять градусов. Транспортируя сразу несколько панелей, нужно исключить их соприкосновение, поэтому между ними прокладывают подкладки.

Читайте также  Огнезащитная краска для железобетонных конструкций

Фермы

Железобетонные фермы используют для перекрытий в производственных сооружениях и культурных зданиях. Имеют вид плоской прямоугольной конструкции с решетками. При транспортировке изделий им придают вертикальное положение.

Фермы из железобетона имеют высокую прочность, жесткость, отличаются противопожарными свойствами и морозостойкостью. Производятся изделия из тяжелого, легкого или конструкционного бетона, в основном это аглопоритобетон и керамзитобетон. Применяя железобетонную ферму, следует тщательно подойти к ее установке. Проводят точный расчет несущей способности постройки. Проверяют качество элементов, размеры и готовят место опоры.

Балки и ригели

Ригель железобетонный.

Балки и ригели нашли применение в строительстве фундаментов и покрытий, они выступают в роли несущих элементов для монтажа крановых механизмов. Балки производят односкатными, 2-скатными или прямоугольными. В процессе транспортировки балки ригели устанавливают в транспортное средство вертикально.

Для опоры балок и ригель используют подкладки, установленные под нижнюю плоскость изделий. В зависимости от длины конструкции определяется расстояние между подкладками. Сбоку балок и ригелей проводят крепление по всей их высоте. Перевозка балок допускается только в вертикальном положении, горизонтальная транспортировка запрещена, так как существует риск разрушения изделий.

Транспортируя одновременно несколько элементов, между ними прокладывают разделители толщиной больше десяти сантиметров.

Сваи

Железобетонную конструкцию в виде свай используют для оснований промышленных и жилых сооружений. Сваи применяют для возведения конструкций на неустойчивых грунтах. При транспортировке свай им придают горизонтальное положение, обеспечивая опирание на специальные подкладки. Разрешается укладка свай на транспортное средство при перевозке ярусами.

Железобетонные сваи отличаются высокой устойчивостью к воздействию химических веществ и коррозии, обладают водонепроницаемостью и морозостойкостью. Сваи легко монтируются при наличии специального оборудования и способны обеспечить возводимому сооружению долговечность, высокую прочность и надежность.

Стойки

Стойки для опор ЛЭП.

Железобетонные стойки или стойки линий электропередач представляют собой опорный элемент для светильников и линий электропередач. При транспортировке разрешается перевозить стойки вместе одной группой, обеспечивая горизонтальное положение. При перевозке следует подготовить опору для стоек в виде специальной подкладки.

Главным назначением железобетонных стоек является возможность надежного удержания электропроводов на требуемом расстоянии от поверхности земли или воды. Надежность и прочность опор достигается путем применения в конструкции изделий арматурного каркаса и специального типа бетонного раствора. По отдельности каждая стойка линий электропередач различается по назначению и конструкции. Выделяют концевые, промежуточные, угловые и анкерные опоры из железобетона. Также изготавливают одноцепные и многоцепные.

Колонны

Железобетонная колонна представляет собой несущий элемент жилых, культурных, промышленных и бытовых сооружений. Колонны изготавливают прямоугольной формы и двухветвевой, которая предназначена для тяжелой крановой нагрузки. Перевозят элементы штабелем, где первый ряд колонн кладут на грузовое место транспортного средства, а последующие ряды укладывают на предыдущий, застеленный специальными подкладками.

Объемные блоки

Объемные блоки.

Железобетонные объемные блоки нашли применение при возведении общественных и жилых сооружениях. Представляют собой почти готовые строительные элементы с полой тонкостенной прямоугольной призмой и с проемами для дверей и окон.

Объемные блоки могут иметь изоляционные и утеплительные панели. При перевозке объемных блоков им придают вертикальное положение, при этом обеспечивая опирание элементов по четырем углам на грузовую платформу. Объемные блоки, выполненные из железобетона, имеют чувствительность к динамическим перегрузам, которые образуются в процессе перевозки. Эти строительные изделия из железобетона имеют особенность смещать центр тяжести от геометрического центра в поперечном и в продольном направлении. Чтобы избежать смещения блока в процессе перевозки, на грузовой площадке устанавливают специальные упорные выступы.

Санитарно-технические кабины

Санитарно-технические кабины используются при возведении зданий общественного и жилого назначений. Представлены объемными элементами с большой массой и габаритами. При перевозке шахты лифтов и санитарно-технических кабин разрешается вертикальное положение с опорой на грузовую площадку с двумя прокладками. Шахты лифтов, имеющие высоту до 140 сантиметров можно перевозить в 2 яруса по высоте, при этом устанавливая деревянные подкладки между рядами в высоту больше 10 сантиметров.

Вывод

Железобетонные конструкции применяют в строительстве различных зданий и сооружений, и не только. Разновидности ЖБИ (панели, объемные блоки, фермы, сантехнические кабины) за счет своих габаритов, масс и условий, которые нужно соблюдать в процессе перевозки, требуют узкой специализации подвижного состава.

Транспортировка балок, колонн, опор и стоек линий электропередач, ригелей и свай имеет схожие требования к перевозочному процессу, поэтому схемы подвижного состава для их перевозки могут совпадать.

Источник: https://kladembeton.ru/izdeliya/zdaniya-i-arhitektura/vidy-zhelezobetonnyh-konstruktsij.html